Первая гармонь, фольклорный ансамбль и концерты: интервью с виртуозным гармонистом Игорем Шипковым

Первая гармонь, фольклорный ансамбль и концерты: интервью с виртуозным гармонистом Игорем Шипковым.

Человек-праздник – это про него. Ему достаточно взять в руки гармонь, чтобы любые серые будни тотчас окрасить в яркие тона. Виртуозный гармонист, автор-исполнитель, самобытный артист, в интервью «Крымской газете» Игорь Шипков рассказал, как стал музыкантом, какую роль в его творческой судьбе сыграл Крым и чем для него отличаются выступления на большой и маленькой сцене.

Место силы

– В Крыму ведь исток вашего музыкального творчества?

– Да, первая в моей жизни гармонь появилась здесь, в Крыму, в Евпатории. Здесь ребёнком я гостил у прабабушки Анны Ниловны. В 1991 году она купила мне инструмент, который я не без помощи местного музыкального педагога Юрия Николаева начал осваивать.

Из-за роковых и стремительно развивавшихся в стране событий из взволнованного переменами Питера меня привезли в благодатную Евпаторию. С тех пор этот город – не только место отдыха, но и место силы, где ты заряжаешься энергией, эмоциями. Уникальное место, действительно здравница! Всякий раз, проходя мимо дома на проспекте Ленина, где жила прабабушка, испытываю наплыв тёплых детских воспоминаний. Вообще, это мой город, здесь мои люди. Поэтому, приезжая сюда, стараюсь тут же выступить с концертом.

– Причём бесплатным!

– Крымчане заслужили! Ведь приходят те, кому я нужен. Я чувствую, что в залах нет ни одного лишнего человека.

– Однако вскоре вы уехали из Евпатории, которая к тому времени оказалась за границей независимой России, в родной Ленинград, где утратили интерес к гармонике?

– Скажем прямо: забросил её. Но в 1995-м случайно пришёл в Удельный парк Санкт-Петербурга, где отдыхали гармонисты. Там целая толпа собиралась. Задор был такой, что удержаться было невозможно: пляски, песни, частушки! В следующий раз отправился туда со своей крымской «Троянкой», сплясал, спел частушки – и заработал два полных кармана конфет! Затем приходил по­играть каждые выходные, и кто как мог подкармливал меня пряниками, сушками. Однажды даже рубашку концертную подарили. Так всё и началось – с самого детства.

Играть и петь

– Вскоре вас, несмотря на нежный возраст, пригласили в фольклорный ансамбль.

– Выдающийся музыкант-исполнитель, композитор, старший научный сотрудник сектора инструментоведения Российского института истории искусств Юрий Бойко позвал в ансамбль «Лучинушка». Там для меня началось глубокое изучение и славянского фольклора…

Знакомясь с фольклорными вокальными произведениями, нужно было не только слушать аудиозаписи, но и самому распевать их, интонационно уподобляясь оригинальным исполнителям. И вот сидишь и слушаешь: это Смоленская область, это Вологодская, а вот Архангельская. И поёшь, вторя этим бабушкам: «Ай, люли да люли!..»

Ещё важно было уметь грамотно изобразить ногами перепляс! Когда позже учился в училище, где осваивал профессию культмассового работника, специалиста в области «организации зрелищных форм досуга», всё это необычайно пригодилось. Фонограммы нет – и ладно, ведь есть гармошка, наперевес с которой ты можешь читать стихи, проводить конкурсы. По сути, я эдакий работник пионер­отряда.

К слову, в 2003 году в лагере под Санкт-Петербургом у меня была практика, и там я небезуспешно опробовал свои силы в качестве пионервожатого.

Кстати, наши замечательные юмористы Юрий Гальцев и Геннадий Ветров не только великолепные артисты, но и хорошие гармонисты. Когда я прослушивался в Театр эстрадных миниатюр Евгения Петросяна, ко мне подошёл Николай Бандурин и пожал руку. «Как гармонист ты сильней, – сказал он. – Но для выступления на эстраде тебе нужны номера». Скажу честно, номера подсказывает сама жизнь, сидеть и ломать голову не приходится.

– А где вы учились петь?

– В училище, где постигал мастерство культмассовика. Ещё в 15–16 лет пел, правда, плохо. Более-менее запел в 17. Можно сказать, в училище меня научили народному пению. Когда стал солистом открытого общественного театра «Родом из блокады» под руководством Макара Алпатова, начал совмещать фольклорное пение с эстрадным.

– Вместе с тем в конце прошлого века как гармонист вы умудрились выиграть престижный конкурс в Чехии и попасть в так называемую «золотую десятку» Геннадия Заволокина.

– Да, и попадание в «золотую десятку» Заволокина по сей день считаю самой высокой планкой, которую может взять гармонист. Ведь Геннадий Дмитриевич, сам баянист и гармонист, композитор, поэт, формировал эту десятку для своей телепередачи о русской народной музыкальной и песенной культуре «Играй, гармонь любимая!» (до 1996 года «Играй, гармонь!»).

Для молодого поколения важно напомнить, что он активно популяризировал народное творчество, знакомил телезрителей с музыкальным самобытным и профессиональным творчеством людей, исполняющих народную музыку на различных музыкальных инструментах (в основном на гармонях), а также песни, частушки, танцы. Сегодня его дело достойно продолжают его дети Анастасия и Захар Заволокины.

Что же касается конкурса в Чехии, то в 1996 году у меня началась бурная концертная деятельность. В 1997-м, когда мне было 12, мы поехали в Прагу, где я на конкурсе завоевал первое место, выступив на центральной площади чешской столицы. Затем, в 1998-м, отправился в Севастополь, на весьма представительный конкурс гармонистов. Для участия в нём было необходимо сделать взнос, который составлял ни много ни мало 100 долларов. Но оно того стоило: я стал лауреатом этого конкурса и получил в подарок маленькую гармошку! Хотя казалось, что выиграть его просто нереально. Ведь конкурс организовал и проводил Олег Шаров, профессор кафедры баяна и аккордеона Санкт-Петербургской консерватории, поэтому в нём участвовали его студенты-старшекурсники, которые мастерски играли на аккордеонах, баянах и гармонях. Представляете, какой там был уровень!

«Море позитива»

– На недавнем концерте в Евпатории вы исполнили собственную песню о победе, посвящённую, надо полагать, нашим бойцам в зоне специальной военной операции. Собираетесь ли выступить перед нашими ребятами «за ленточкой»?

– Конечно. Имея опыт выступления в госпиталях для военных, скажу, что всякий раз это по-своему тяжело и трогательно. К тому же наш Санкт-Петербург – побратим Мариуполя, и, как только станет потише, обязательно будем предлагать коллегам на новых территориях различные творческие проекты, проведение фестивалей.

– Помимо советской песенной классики и избранных хитов современной российской эстрады в вашем репертуаре десятки авторских песен. Давно пишете?

– С 18 лет. И многие весьма популярны среди творческих коллективов. Вдохновение черпаю на выступлениях, конкурсах, в гастрольных поездках. Бывает, выйду на балкон, увижу небо, звёзды – и песня сама внутри зазвучала.

– В 2013 году вы открыли в Санкт-Петербурге «Молодёжный театр русской гармони». В России он до сих пор единственный в своём роде?

– Да. Создавая его, мы опирались на опыт таких учреждений культуры, как Московский государственный академический театр «Русская песня» под руководством Надежды Бабкиной, На­циональный театр народной музыки и песни «Золотое кольцо» Александра Костюка, «Центр русской культуры и искусства Владимира Девятова», фольклорный центр «Москва», создателем и первым руководителем которого была Людмила Рюмина.

Концертные программы мы разрабатываем с учётом интересов зрителей всех возрастных категорий: там и шутки, и импровизации, и конкурсы, и мастер-классы игры на гармони, и народные песни, и современные эстрадные хиты, и авторские песни гармонистов России. За прошедшие годы артисты нашего театра не только объехали всю Россию, но и побывали с концертами в Белоруссии, Финляндии, Германии, прибалтийских странах. Без лишней скромности скажу: наш зритель всегда получит заряд энергии, море позитива, тепла и доброты.

– А есть ли у вас ученики?

– Сейчас в основном я занят концертной деятельностью. Но раньше преподавал в институте культуры, куда приезжали учиться студенты из многих регионов. На кафедре было открыто направление гармони, и все поступающие инструменталисты, кто играл на гитаре, скрипке и так далее, были обязаны про­йти класс гармони. Из института ушёл, когда понял, что большинству студентов это, к сожалению, не нужно. Как бы это ни было прискорбно, им нужны оценки, а не музыка.

– Выступаете вы и в просторных столичных залах, и на провинциальных камерных площадках. Где вам уютнее?

– Конечно, большой зал в большом городе – это ажиотаж, обилие публики, и всё это не может не радовать. В деревнях всё гораздо естественнее, уютнее: после двухчасового концерта ещё пару часов успокаиваемся танцами и общением. До некоторых деревень ещё нужно добраться. Например, лет семь назад пять дней добирались на лодке к заброшенной деревне, не раз бывали за полярным кругом, полтундры уже точно объехали (улыбается) и на санях, и на вездеходе. На большой сцене чувствуешь себя филармоническим исполнителем, зато на маленькой можно экспериментировать и импровизировать.

Алексей ВАКУЛЕНКО

Источник публикации — «Крымская газета»

11 августа 2024 года.